Срок службы машинных деталей

Шелушение выражается в отслаивании поверхностного слоя вследствие усталости металла. Термин усталость применяется к явлению разрушения металла под действием большого числа повторных знакопеременных периодических напряжений — циклов напряжений, причём величина этих напряжений может и не превосходить предела упругости. Причина разрушений от усталости лежит в тех явлениях упругого гистерезиса, которые сопровождают всякую кажущуюся вполне упругой деформацию и связаны с необратимым расходом — рассеянием энергии.

Ничтожно малая локализирующаяся в отдельных местах пластическая деформация, появляющаяся вследствие неоднородности металла, влечёт за собой постепенное развитие трещинок усталости, кончающихся хрупким изломом даже при наиболее вязких металлах. Так как поверхность площадки соприкасания у большинства подшипников качения имеет некоторую кривизну, то между телами качения и поверхностями желобов во время работы подшипника возникает также трение скольжения, которое вызывает износ соприкасающихся поверхностей.